Методики коррекции заикания Что лечит заикание

Шаламов - заключенный колымских лагерей

Колыма (гулаг). Колыма. Урановый рудник «Бутугычаг Мистические истории с заключенными на колыме

душепагубная самуиловщина

Экзаменационные вопросы по генетике

Загадки "правила дорожного движения"

Презентация на тему "пять платоновых тел" Платоновы тела и тайны мироздания презентация

Какие ошибки встречаются при формировании управленческой отчетности?

Финансовая структура предприятия и ее формирование - реферат Финансовая структура предприятия пример

Разновидность хирургии. Общая хирургия. Типы заболеваний, на которых специализируется хирург

Предменструальный синдром: как облегчить состояние?

Рецепт: Соевое молоко - китайский народный рецепт Соевое молоко из соевых бобов

Чем полезна стручковая фасоль для организма

Условное подразделение тела животных на части и области

«Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова

Гоголь николай васильевич. Гоголь николай васильевич События о тарасе бульба в 3 главе

«Тарас Бульба» - это повесть, входящая в состав цикла «Миргород», написанного Н. В. Гоголем. Прообразом казака стал куренной атаман Охрим Макуха, который родился в Стародубе и был сподвижником самого Б. Хмельницкого. Он имел сыновей, один из которых, как и Андрий в произведении Гоголя, стал предателем.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: 1-2 главы

Братья Андрий и Остап вернулись домой после учебы в Киевской академии. Старшему сыну Тараса не понравились насмешки отца над их нарядом. Он сразу же вступил с ним в кулачный бой. Во двор выбежала мать и бросилась обнимать сыновей. Отцу не терпелось увидеть Андрия и Остапа в бою. Отъезд на Сечь Тарас Бульба назначил через неделю. Правда, выпив горилки, он решил отправиться туда уже утром. Братья пораньше переоделись в казацкие одежды, взяли оружие и были готовы к отъезду. Тарас в пути вспоминал о своей молодости. Остап мечтал только о войне и пирушках. Андрий был таким же храбрым и сильным, как брат, но в то же время и более чувствительным. Он постоянно вспоминал польскую панночку, которую встретил в Киеве. Однажды, зазевавшись на улице, Андрий почти попал под колеса панской колымаги. Он упал прямо в грязь лицом, а когда поднялся, увидел, что из окна за ним наблюдает девушка. На следующую ночь он пробрался в комнату к ослепительно красивой молодой полячке.
Она сначала испугалась, а потом увидела, что бурсак и сам сильно смущен. Служанка-татарка незаметно вывела его из дома. Наконец казаки подъехали к берегу Днепра и переправились паромом на остров.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: 3-4 главы

Запорожцы во время перемирия отдыхали: гуляли, пили. Их обслуживали мастеровые разных национальностей (кормили, обшивали), так как сами они могли только воевать и развлекаться. Тарас представил Андрия и Остапа кошевому атаману и боевым товарищам. Юношей поразили обычаи Здесь не было военных занятий как таковых, зато самым суровым способом наказывалось воровство, убийство. Так как сыновья Тараса отличались удалью в любом деле, они сразу стали заметными среди молодежи. Однако старому казаку надоела разгульная жизнь, он мечтал о войне. Кошевой атаман подсказал Тарасу, как без преступления клятвы (соблюдать мир) поднять запорожцев на бой.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: 5-6 главы

И вот однажды появились на Сечи ободранные казаки и рассказали, что потерпели от поляков, которые глумятся над православной верой. Запорожцы разгневались и на раде приняли решение отправляться в поход. Через полтора дня они прибыли в Дубно. По слухам, там было много богачей и казна. Жители города, включая женщин, стали защищаться. Запорожцы разбили вокруг Дубно лагерь, планируя взять его измором. От безделья казаки напились и почти все уснули. Андрий был трезвый и спал чутко. К нему пришла служанка той самой панночки (она как раз была в Дубно и заметила парня с городской стены) и попросила для нее еды. Казак набрал мешок хлеба и через тайный ход под землей пошел за татаркой. Андрий увидел, что люди действительно начали умирать от голода. Но панночка рассказала, что к утру им придет подмога. Андрий остался в городе.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: 7-8 главы

Утром действительно прибыло польское войско. В жарком бою ляхи посекли и взяли в плен многих запорожцев, но натиска не выдержали и спрятались в городе. Тарас Бульба заметил, что пропал Андрий. В это же время от казака, вырвавшегося из татарского плена, стало известно о новой беде. Басурмане схватили многих запорожцев и украли казну Сечи. Куренной атаман Кукубенко предложил разделиться. Те, чьи родные оказались у татар, отправились их освобождать, а остальные решили с поляками воевать. Тарас остался возле Дубно, так как думал, что Андрий там.

Краткий пересказ. Гоголь. «Тарас Бульба»: 9-10 главы

Воодушевленные речью Бульбы, казаки вступили в бой. После его завершения открылись ворота города, оттуда во главе гусарского полка вылетел Андрий. Избивая казаков, он расчищал дорогу ляхам. Тарас попросил товарищей заманить Андрия в лес. У юноши при виде отца пропал весь боевой запал. Когда Андрий приехал в лес на коне, Тарас велел ему слезть и подойти ближе. Он послушался, как ребенок. Бульба выстрелил в сына. Последнее, что прошептали губы юноши, было имя полячки. Тарас не позволил Остапу даже похоронить брата-предателя. К полякам пришла подмога. Остапа взяли в плен. Тарас был серьезно ранен. С поля боя его вынес Товкач.

«Тарас Бульба»: очень краткий пересказ 11-12 глав

Старый казак выздоровел и пришел в город как раз в тот момент, когда запорожцев вели на казнь. Среди них был и Остап. Видел Бульба, каким мукам подвергали его сына. Когда Остап перед тем, как его должны были заживо сжечь, выискивал в толпе хоть одно родное лицо и позвал отца, Тарас отозвался. Поляки кинулись искать старого Бульбу, но его и след простыл. Месть Тараса была жестокой. Со своим полком он выжег дотла восемнадцать местечек. За его голову сулили 2000 червонцев. Но он был неуловим. И вот когда у реки Днестр его полк окружили войска Потоцкого, Тарас уронил в траву трубку. Он не захотел, чтобы она досталась полякам, и остановился, чтобы отыскать ее. Тут ляхи его и схватили. Поляки подожгли живого запорожца, приковав предварительно к дереву цепями. В последние минуты думал Тарас о своих товарищах. С высокого берега он видел, как их догоняют поляки. Он кричал запорожцам, чтобы бежали к реке и садились в челны. Те послушались и таким образом спаслись от погони. Могучее тело казака охватило пламя. Отплывающие казаки говорили о своем атамане.

Два брата, Остап и Андрий (сравнение их характеров доступно ) закончили семинарию, вернулись из Киева домой. Отец сыновей, Тарас Бульба () высмеял их стриженые головы и ученические одежды из бурсы. Остап не стал терпеть иронию, в отличие от миролюбивого младшего брата: он подрался с родителем, но конфликт быстро закончился. Мужчины сели за стол, праздновать долгожданную встречу. Тарас решил отправить детей на Сечь, ведь был уверен, что книги и материнская любовь не воспитают настоящих мужчин. Защитники в битве рождаются. Мнение матери никого не интересовало. Все переживания она хранила в своём любящем сердце. Глава семьи созвал всех сотников, которые с радостью поддержали его решение. Отец вдохновился поездкой и решил ехать вместе с сыновьями.

Последняя ночь была для матери, словно пытка. Она гладила своих единственных детей по голове и тихо плакала. Всю ночь не спала, боялась, что утро наступит. Когда мужчины отправились в путь, мать, словно одержимая, бросалась к ним два раза, но казаки уводили её. Она только лишь успела дать мальчикам иконы Божией Матери, с надеждой, что она о них позаботится.

II глава

В поездке Тарас Бульба тосковал по своей молодости, по друзьям. Братья размышляли о своём. Когда-то 12-летних ребят суровый отец отправил учиться в Киевскую бурсу. У старшего сына был упрямый характер (вот его ), учиться он не желал, поэтому он не раз совершал побеги, и в наказание его били до полусмерти. Он же не сдавался и копал могилу для букваря, засыпая книгу землей целых 4 раза. За это его снова безжалостно били розгами. В воспитательных целях Тарас пригрозил ему отправлением в монастырь за непослушание. После этого сын смирился, взялся за ум, и стал одним из лучших учеников. Младший сын учился хорошо и без кнута, но по духу был авантюристом (а вот и его ). Изворотливая сообразительность помогала Андрию избегать наказания. Он влюбился в девушку-полячку и старался произвести на неё впечатление, даже осмелился пробраться в её покои. Панночка испугалась, а потом смеялась. Служанка помогла молодому юноше выбраться.

Семья приехала на Сечь, где их радостно встретили знакомые Тараса. На острове устраивали гуляния, веселились, организовывали побоища.

III глава

Люди на Хортице сильно разнились: кто-то никогда не видел букваря, кто-то покинул академию до срока, а кто-то стал ученым малым, как братья Бульба. Мудрые лидеры мнений, партизаны, офицеры и многие другие встречались в этом обществе. Всех их объединяла непоколебимая вера в Иисуса Христа.

Остап и Андрий быстро влились в коллектив. Но Бульба считал, что мужчина – это защитник. А таким он может стать только в бою. Отец думал, где же его сыновья могли бы показать силу? Он захотел войны с бусурманами, а кошевой был против. Тарас решил отомстить. Бульба подговорил своих товарищей напоить всех, чтоб пьяные свергли кошевого. Так и получилось. Теперь кошевым стал боевой друг хитрого Тараса, Кирдяга.

IV глава

О военном походе Тарас разговаривает с новым лидером. Тот идёт на хитрость, просит Бульбу сделать так, чтобы народ пришёл к нему по своей воле, а не по приказу. Ведь это поможет избежать ответственности за нарушение слова.

И вот бежавшие казаки рассказывают, что католики разъезжают на подвозках и запрягают христиан. Из поповских святых риз жидовки шьют себе юбки, а без разрешения жидов людям запрещено проводить православные праздники. Казаки в ярости. Они преисполнены решимости защищать народ Христа от богохульства, и планируют разорить оккупированные деревни. Запорожцы устраивают атаки на евреев. Одним из них оказался Янкель. Чтобы спастись, он сказал Тарасу, что коротко знаком с его братом. Поэтому Бульба дозволяет ему отправиться с казаками в Польшу.

V глава

Молва несла боевую славу запорожцев за пределы их станов. Отец не мог нарадоваться на сыновей, ведь они стали бравыми воинами на полях брани. В нраве и поведении Остапа он видел мудрость и львиную хватку. В бою ему помогал аналитический склад ума. Андрия же давно волновали чувства. Он не умел, как Остап, заранее планировать тактику, поступал по зову сердца, но в этом была его сила. Эта особенность помогала ему делать подвиги, которые не могли выполнить опытные казаки.

В городе Дубно воины хотели покорить вал, но оттуда на их головы посыпались бочки, стрелы, горшки с кипятком. В качестве мести за сопротивление они решили уничтожить посевы и поля, а также осадить непокорный город. Есаус привозит братьям иконы от матушки. Запорожцы устраивают блокаду Дубно.

Вымотавшиеся бойцы крепко уснули, только лишь Андрий любовался небесной твердью. Вдруг увидел перед собой татарку, служанку панночки. Несчастная девушка просила дать хлеба для хозяйки и её матери, потому что они умирают от голода. Андрий испугался, вытащил из-под головы Остапа мешок еды. Они направились к подземному ходу, но их остановил голос Бульбы, который пророчествовал во сне. Сказал, что до добра женщины не доведут, и моментально уснул.

VI глава

Через подземный ход Андрий попадает в католический монастырь, где его поразили богатое убранство и прекрасная, неземная музыка. После его со служанкой пускают в голодный город. Казак ужасается от зрелища повсеместной смерти (мертвая женщина с ребенком, голодный старик), узнаёт от татарки, что в Дубно нет ни еды, ни скотины. Оказавшись в богатом поместье, он встречает свою возлюбленную, чувства его усиливались. Татарка приносит нарезанный хлеб. Андрий предупреждает, нельзя есть много, потому что желудок отвык от еды. Теперь пища – яд.

Чувства были сильнее долга перед верой, Родиной, отцом. Андрий отрекся от всего, лишь бы служить панне. Татарка объявляет, что польские войска вошли в город, и везут казацких пленников. В этот момент влюбленные скрепляют молчаливый договор поцелуем: теперь младший Бульба на другой стороне.

VII глава

Запорожцы в ярости: они жаждут мщения за пленников. Янкель сообщает отцу весть об измене Андрия. Тарас злится и уже хочет покарать болтуна, не в силах поверить случившемуся позору. Но собеседник говорит о приближающейся свадьбе двух влюбленных, приводя неопровержимые доказательства вины предателя.

Удача тоже изменила запорожцам: многие из них пали в бою или сгинули в плену. Ночью их просто перебили во сне. Началась война между казаками и «ляхами». Атаман принимает смерть в схватке, но Остап проявляет отвагу и жестоко мстит убийце. За храбрость он наследует звание атамана. Тарас Бульба гордится сыном. Битва закончилась, но Андрия никто не нашел среди погибших. Отец в ярости хочет уничтожить женщину, погубившую честь его сына.

VIII глава

Весть о нападении татар на Хортицу всех опечалила. Кошевой советуется с казаками. Решили идти к ним и возвращать украденное добро. Но Тарас Бульба против, ведь главное – товарищество. Потому не могут они уехать, так как друзья их сидят в польских темницах. Народ согласен с кошевым и Бульбой, люди разделились на два лагеря. Касьян Бовдюг, старый казак, посудил, что надо одну группу послать за пропавшими ценностями, а другой отряд пусть выручает товарищей. Так и сделали.

Казаки прощаются друг с другом, может и не увидятся больше. Пьют вино за веру и Сечь. Оставшиеся воины решают на недругов напасть ночью, дабы скрыть отсутствие половины войска.

IX глава

В осажденном граде снова царит голод, и тогда солдаты решили дать бой казакам, ожидая помощи польского подкрепления и рассчитывая на недостаток войска. Поляки восхищаются славой запорожцев, но у них более совершенные орудия. Казаки теряют много народу, сражаясь с пушками.

X глава

Тарас жив, но сильно ранен. Бойцы, которые воевали с татарами, назад не вернулись. Их жестоко казнили в татарском поселении.

Отец сильно переживает за Остапа. Он упрашивает помилованного им еврея отвести его в Варшаву. Принимая деньги, Янкель сооружает укрытие в возе с кирпичами и без проблем ввозит казака на польскую землю.

XI глава

Бульба унижается до просьбы к евреям, которых он ненавидит: нужно освободить старшего сына. Но это невозможно, ни за какие деньги, ведь уже завтра назначена казнь. Даже влиятельный Мардохай не смог помочь. Янкель переодевает атамана в иностранца. Только так им можно было полюбоваться на казнь.

Настало утро расправы. Сыну перебивали кости, а он не издал даже стона. Перед смерть Остап говорит: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» — и отец, рискуя быть узнанным и пойманным, ему ответил: «Слышу».

XII глава

Казаки шли на Польшу. Бульба (народный герой, которого мы описали в этом ) яростно ненавидел ляхов, мстил за семью. Тарас сжег восемнадцать поселений. Знаменитому гетману Потоцкому поручили схватить атамана, и он преуспел в его поимке.

Битва продолжалась четыре дня. Когда Бульба искал в траве люльку с табаком, его настигли враги. Он забрался на дерево и отвлекал внимание на себя, чтобы его бойцы успели скрыться от погони. Поляки воспользовались случаем и сожгли дерево вместе с атаманом. Казаки бежали и громко славили своего лидера, который пожертвовал жизнью ради них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сече. Остап и Андрий мало могли заниматься военною школою, несмотря на то что отец их особенно просил опытных и искусных наездников быть им руководителями. Вообще можно сказать, что на Запорожье не было никакого теоретического изучения или каких-нибудь общих правил; все юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битвы, которые оттого были почти беспрерывны. Промежутки же между ними козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины. Очень редкие имели примерные турниры. Они все время отдавали гульбе - признаку широкого размета душевной воли. Вся Сеча представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но бо"льшая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Это не было какое-нибудь сборище бражников, напивавшихся с горя; это было просто какое-то бешеное разгулье веселости. Всякий, приходящий сюда, позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на все прошедшее, и с жаром фанатика предавался воле и товариществу таких же, как сам, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную веселость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника. Рассказы, балагуры, которые можно было слышать среди собравшейся толпы, лежавшей на земле, так были смешны и дышали таким глубоким юмором, что нужно было иметь только флегматическую наружность запорожца, чтобы не смеяться ото всей души. Это не был какой-нибудь пьяный кабак, где бессмысленно, мрачно, искаженными чертами веселия забывается человек; это был тесный круг школьных товарищей. Вся разница была только в том, что вместо сидения за указкой и пошлых толков учителя они производили набег на пяти тысячах коней; вместо луга, на котором производилась игра в мячик, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно,сурово глядел турок в зеленой чалме своей. Разница та, что вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов своих; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь, и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки; что здесь были те, которые дотоле червонец считали богатством, у которых, по милости арендаторов-жидов, карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нибудь уронить. Здесь были все бурсаки, которые не вынесли академических лоз и которые не вынесли из школы ни одной буквы; но вместе с этими здесь были и те, которые знали, что такое Гораций, Цицерон и Римская республика. Тут было множество образовавшихся опытных партизанов, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы. Здесь было много офицеров из польских войск; впрочем, из какой нации здесь не было народа? Эта странная республика была именно потребность того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь себе работу. Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показаться ни одна женщина.

Остапу и Андрию показалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечу гибель народа, и хоть бы кто-нибудь спросил их, откуда они, кто они и как их зовут. Они приходили сюда, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из которого только за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:

Здравствуй! что, во Христа веруешь?

Верую! - отвечал приходивший.

И в троицу святую веруешь?

И в церковь ходишь?

А ну перекрестись!

Пришедший крестился.

Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь курень.

Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сеча молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании. Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили. Впрочем, участь этих корыстолюбивых торгашей была очень жалка. Они были похожи на тех, которые селились у подошвы Везувия, потому что как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали их лавочки и брали всегда даром. Такова была та Сеча, имевшая столько приманок для молодых людей.

Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море. Они скоро позабыли и юность, и бурсу, и дом отцовский, и все, что тайно волнует еще свежую душу. Они гуляли, братались с беззаботными бездомовниками и, казалось, не желали никакого изменения такой жизни.

Между тем Тарас Бульба начинал думать о том, как бы скорее затеять какое-нибудь дело: он не мог долго оставаться в недеятельности.

Что, кошевой, - сказал он один раз, пришедши к атаману, - может быть, пора бы погулять запорожцам?

Негде погулять, - отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и сплюнув в сторону.

Как негде? Можно пойти в Турещину или на Татарву.

Не можно ни в Турещину ни в Татарву - отвечал кошевой, взявши опять в рот трубку.

Как не можно?

Так. Мы обещали султану мир.

Да он ведь бусурмен: и бог и Священное писание велит бить бусурменов.

Не имеем нрава. Если б мы не клялись нашею верою, то, может быть, как-нибудь еще и можно было.

Как же это, кошевой? Как же ты говоришь, что права не имеем? Вот у меня два сына, молодые люди, - им нужно приучиться и узнать, что такое война, а ты говоришь, что запорожцам не нужно на войну идти.

Что ж делать? - отвечал кошевой с таким же хладнокровием, - нужно подождать.

Но этим Бульба не был доволен. Он собрал кое-каких старшин и куренных атаманов и задал им пирушку на всю ночь. Загулявшись до последнего разгула, они вместе отправились на площадь, где обыкновенно собиралась рада и стояли привязанные к столбу литавры, в которые обыкновенно били сбор на раду. Не нашедши палок, хранившихся всегда у довбиша, они схватили по полену и начали колотить в них. На бой прежде всего прибежал довбиш, высокий человек с одним только глазом, несмотря на то, страшно заспанным.

Кто смеет бить в литавры? - закричал он.

Молчи! возьми свои палки, да и колоти, когда тебе велят! - отвечали подгулявшие старшины.

Довбиш вынул тотчас из кармана палки, которые он взял с собою, очень хорошо зная окончание подобных происшествий. Литавры грянули, и скоро на площадь, как шмели, начали собираться черные кучи запорожцев.

За кошевым отправились несколько человек и привели его на площадь.

Не бойся ничего! - сказали вышедшие к нему навстречу старшины. - Говори миру речь, когда хочешь, чтобы не было худого, говори речь об том, чтобы идти запорожцам на войну против бусурманов.

Кошевой, увидевши, что дело не на шутку, вышел на середину площади, раскланялся на все четыре стороны и произнес:

Панове запорожцы, добрые молодцы! позволит ли господарство ваше речь держать?

Говори, говори! - зашумели запорожцы.

Вот, в рассуждении того теперь идет речь, панове добродийство, - да вы, может быть, и сами лучше это знаете, - что многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет. Притом же, в рассуждении того, есть очень много таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку, и сами знаете, панове, без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если он еще ни раза не бил бусурмана?

Вишь, он хорошо говорит, - сказал писарь, толкнув локтем Бульбу. Бульба кивнул головою.

Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы нарушить мир. Сохрани бог, я только так это говорю. Притом же у нас храм божий - грех сказать, что такое. Вот сколько лет уже, как по милости божией стоит Сеча, а до сих пор не то уже чтобы наружность церкви, но даже внутренние образа без всякого убранства. Николай, угодник божий, сердега, в таком платье, в каком нарисовал его маляр, и до сих пор даже и серебряной рясы нет на нем. Варвара-великомученица только то и получила, что уже в духовной отказали иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что они почти всё еще пропили при жизни своей. Так я все веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурманами. Ибо мы обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по закону нашему.

Вишь, проклятый! что это он путает такое? - сказал Бульба писарю.

Да, так видите, панове, что войны не можно начать. Честь лыцарская не велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних молодых. Пусть немного пошарпают берега Анатолии. Как думаете, панове?

Веди, веди всех! - закричала со всех сторон толпа. - За веру мы готовы положить головы!

Кошевой испугался. Он нимало не желал тревожить всего Запорожья. Притом ему казалось неправым делом разорвать мир.

Позвольте, панове, речь держать!

Довольно! - кричали запорожцы, - лучшего не скажешь.

Когда так, то пусть по-вашему, только для нас будет еще большее раздолье. Вам известно, панове, что султан не оставит безнаказанно то удовольствие, которым потешатся молодцы. А мы, вот видите, будем наготове, и силы у нас будут свежие. Притом же и татарва может напасть во время нашей отлучки. Да если сказать правду, то у нас и челнов нет в запасе, чтобы можно было всем отправиться. А я, пожалуй, я рад, я слуга вашей воли.

Хитрый атаман замолчал. Кучи начали переговариваться, куренные атаманы совещаться, и решили на том, чтобы отправить несколько молодых людей под руководством опытных и старых.

Таким образом, все были уверены, что они совершенно по справедливости предпринимают свое предприятие. Такое понятие о праве весьма было извинительно народу, занимавшему опасные границы среди буйных соседей. И странно, если бы они поступили иначе. Татары раз десять перерывали свое шаткое перемирие и служили обольстительным примером. Притом, как можно было таким гульливым рыцарям и в такой гульливый век пробыть несколько недель без войны?

Молодежь бросилась к челнам осматривать их и снаряжать в дорогу. Несколько плотников явились вмиг с топорами в руках. Старые, загорелые, широкочленистые запорожцы с проседью в усах, засучив шаровары, стояли по колени в воде и стягивали их с берега крепким канатом. Несколько человек было отправлено в скарбницу на противуположный утесистый берег Днепра, где в неприступном тайнике они скрывали часть приобретенных орудий и добычу. Бывалые поучали других с каким-то наслаждением, сохраняя при всем том степенный, суровый вид. Весь берег получил движущийся вид, и хлопотливость овладела дотоле беспечным народом.

В это время большой паром начал причаливать к берегу. Стоявшая на нем куча людей еще издали махала руками. Куча состояла из козаков в оборванных свитках. Беспорядочный костюм (у них ничего не было, кроме рубашки и трубки) показывал, что они были слишком угнетены бедою или уже чересчур гуляли и прогуляли все, что ни было на теле. Между ними отделился и стал впереди приземистый, плечистый, лет пятидесяти человек. Он кричал сильнее других и махал рукою сильнее всех.

Бог в помощь вам, панове запорожцы!

Здравствуйте! - отвечали работавшие в лодках, приостановив свое занятие.

Позвольте, панове запорожцы, речь держать!

И толпа усеяла и обступила весь берег.

Слышали ли вы, что делается на гетманщине?

А что? - произнес один из куренных атаманов.

Такие дела делаются, что и рассказывать нечего.

Какие же дела?

Что и говорить! И родились и крестились, еще не видали такого, - отвечал приземистый козак, поглядывая с гордостью владеющего важной тайной.

Ну, ну, рассказывай, что такое! - кричала в один голос толпа.

А разве вы, панове, до сих пор не слыхали?

Нет, не слыхали.

Как же это? Что ж, вы разве за горами живете, или татарин заткнул клейтухом уши ваши?

Рассказывай! полно толковать! - сказали несколько старшин, стоявших впереди.

Так вы не слышали ничего про то, что жиды уже взяли церкви святые, как шинки, на аренды?

Так вы не слышали и про то, что уже христианину и пасхи не можно есть, покамест рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою?

Ничего не слышали! - кричала толпа, подвигаясь ближе.

И что ксендзы ездят из села в село в таратайках, в которых запряжены - пусть бы еще кони, это бы еще ничего, а то просто православные христиане. Так вы, может быть, и того не знаете, что нечистое католичество хочет, чтоб мы кинули и веру нашу христианскую? Вы, может быть, не слышали и об том, что уже из поповских риз жидовки шьют себе юбки?

Стой, стой! - прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли в себе всю железную силу негодования. - Стой! и я скажу слово! А что ж вы, враг бы поколотил вашего батька, что ж вы? разве у вас сабель не было, что ли? Как же вы попустили такому беззаконию?

Э, как попустили такому беззаконию! - отвечал приземистый козак, - а попробовали бы вы, когда пятьдесят тысяч было одних ляхов, да еще к тому и часть гетманцев приняла их веру.

А гетман ваш, а полковники что делали?

Э, гетман и полковники! А знаете, где теперь гетман и полковники?

Полковников головы и руки развозят по ярмаркам, а гетман, зажаренный в медном быке, и до сих пор лежит еще в Варшаве.

Содрогание пробежало по всей толпе; молчание, какое обыкновенно предшествует буре, остановилось на устах всех, и, миг после того, чувства, подавляемые дотоле в душе силого дюжего характера, брызнули целым потоком речей.

Как, чтобы нашу Христову веру гнала проклятая жидова? чтобы эдакое делать с православными христианами, чтобы так замучить наших, да еще кого? полковников и самого гетмана! Да чтобы мы стерпели все это? Нет, этого не будет!

Такие слова перелетали во всех концах обширной толпы народа. Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы. Это не было похоже на волнение народа легкомысленного. Тут волновались всё характеры тяжелые и крепкие. Они раскалялись медленно, упорно, но зато распалялись, чтобы уже долго не остыть.

Как, чтобы жидовство над нами пановало?! А ну, паны-браты, перевешаем всю жидову! Чтобы и духу ее не было! - произнес кто-то из толпы.

Эти слова пролетели молнией, и толпа ринулась на предместье, с сильным желанием перерезать всех жидов.

Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок. Но неумолимые, беспощадные мстители везде их находили.

Ясновельможные паны! - кричал один высокий и тощий жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом. - Ясновельможные паны! Мы такое объявим вами, что еще никогда не слышали, такое важное, что не можно сказать, какое важное!

Ну, пусть скажут! - сказал Бульба, который всегда любил выслушать обвиняемого.

Ясные паны! - произнес жид. - Таких панов еще никогда не видывано, - ей-богу, никогда! Таких добрых, хороших и храбрых не было еще на свете... - Голос его умирал и дрожал от страха. - Как можно, чтобы мы думали про запорожцев что-нибудь нехорошее. Те совсем не наши, что арендаторствуют на Украйне! ей-богу, не наши! то совсем не жиды: то черт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить. Вот и они скажут тоже. Не правда ли, Шлема, или ты, Шмуль?

Ей-богу, правда! - отвечали из толпы Шлема и Шмуль, в изодранных яломках, оба белые, как глина.

Мы никогда еще, - продолжал высокий жид, - не соглашались с неприятелями. А католиков мы и знать не хотим! Пусть им черт приснится! Мы с запорожцами - как братья родные...

Как? чтоб запорожцы были с вами братья? - произнес один из толпы. - Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове, всех потопить поганцев!

Эти слова были сигналом, жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалкий крик раздался со всех сторон; но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе. Бедный высокий оратор, накликавший сам на свою шею беду, схватил за ноги Бульбу и жалким голосом молил:

Великий господин, ясновельможный пан! Я знал и брата вашего покойного Дороша. Какой был славный воин! Я ему восемьсот цехинов дал, когда нужно было выкупиться из плена у турков.

Ты знал брата? - спросил Тарас.

Ей-богу, знал: великодушный был пан.

А как тебя зовут?

Хорошо, я тебя проведу. - Сказавши это, Тарас повел его к своему обозу, возле которого стояли козаки его. - Ну, полезай под телегу, лежи там и не пошевелись, а вы, братцы.. не выпускайте жида.

Сказавши это, он отправился на площадь, потому что раздавшийся бой литавров возвестил собрание рады. Несмотря на свою печаль и сокрушение о случившихся на Украйне несчастиях, он был несколько доволен представлявшимся широким раздольем для подвигов, и притом для подвигов таких, которые представляли ему мученический венец по смерти.

Вся Сеча, все, что было на Запорожье, собралось на площадь. Старшины, куренные атаманы по коротком совещании решили на том, чтобы идти с войсками прямо на Польшу, так как оттуда произошло все зло, желая внести опустошение в землю неприятельскую и предвидя себе при этом добычу.

И вся Сеча вдруг преобразилась. Везде были только слышны пробная стрельба из ружей, бряканье саблей, скрып телег; все подпоясывалось, облачалось. Шинки были заперты; ни одного человека не было пьяного. Необыкновенная деятельность сменила вдруг необыкновенную беспечность. Кошевой вырос на целый аршин. Это уже не был тот робкий исполнитель ветреных желаний вольного народа. Это был неограниченный повелителъ. Это был почти деспот, умевший только повелевать. Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опустив головы, не смея поднять глаз, когда он раздавал повеления тихо, с расстановкою, как глубоко знающий свое дело и уже не в первый раз приводивший его в исполнение. В деревянной небольшой церкве служил священник молебен, окропил всех святою водою, все целовали крест.

Когда все запорожское войско вышло из Сечи, головы всех обратились назад.

Прощай, наша мать! - сказали почти все в одно слово. - Пусть же тебя хранит бог от всякого несчастия!

Проходя предместье, Тарас Бульба увидел с изумлением, что жидок его уже раскинул свою лавочку и продавал какие-то кремешки и всякую дрянь.

Дурень, что ты здесь сидишь? - сказал он ему, - разве хочешь, чтобы тебя застрелили, как воробья?

Молчите, - отвечал жид. - Я пойду за вами и войском и буду продавать провиант по такой дешевой цене, по какой еще никогда никто не продавал. Ей-богу, так! вот увидите.

Бульба пожал плечами и отъехал к своему отряду.

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма . Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове его еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и лучшей пшеницы и пришел усталый от своих забот.

– Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать на дворе.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что приказывал вчера.

– Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где старá? (Так он обыкновенно называл жену свою.) Живее, стара, готовь нам есть: путь лежит великий!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром ; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

– Ну, сыны, все готово! нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

– Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую , чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

– Пусть хранит вас… божья матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе… – Далее она не могла говорить.

– Ну, пойдем, дети! – сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.

Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели.

Николай Васильевич Гоголь - один из знаменитейших русских писателей. Его творчество активно изучается в школе и входит в список обязательного чтения. Именно поэтому так востребован краткий пересказ «Тараса Бульбы».

О книге

Повесть «Тарас Бульба» входила в состав самого известного гоголевского цикла под названием «Миргород». Произведение рассказывает о событиях XVII века, о чем свидетельствует ряд исторических фактов. Гоголь же, желая подчеркнуть фантастичность своего произведения, указывает XV век временем рождения главного героя. Нереальность событий повести и собирательность образа Тараса Бульбы подчеркивает и краткий пересказ.

«Тарас Бульба» - самобытное и уникальное произведение. В нем ярко выразился потрясающий талант Гоголя изображать свой народ, красочно описывать происходящее и вызывать душевный отклик у читателей всех возрастов, не говоря уже про сочный, образный и выразительный язык повествования.

Краткий пересказ «Тараса Бульбы»: глава первая

Андрий и Остап возвращаются домой из духовной школы (бурсы). Их выходит встретить отец, который начинает потешаться над нарядами сыновей. Остап, не стерпев оскорбления, начинает бой на кулаках, Андрий же остается стоять в стороне.

Тарасу не терпится испытать сыновей, поэтому через неделю он собирается отправиться с ними в Запорожье.

Перед отъездом мать плачет над спящими детьми, расчесывает им волосы, горюет о том, что может никогда их больше не увидеть. Бульба же рад предстоящим сражениям, он рано будит сыновей, поторапливает их. На прощание мать в слезах благословляет Остапа и Андрия, обнимая их. Сами молодые казаки не в силах сдержать чувства, они прячут от отца собственные слезы.

Глава вторая

Многими лирическими отступлениями богат краткий пересказ. Тарас Бульба, Остап и Андрий едут молча, думая каждый о своем. Гоголь в этом эпизоде рассказывает о прошлом молодых казаков. Так, Остап не отличался прилежанием, несколько раз сбегал из бурсы, выбрасывал букварь, однако был надежным другом. Андрий, наоборот, охотно учился, был наделен сильным, но тяжелым характером. Как и брат, стремился к подвигам.

После трехдневной дороги путники добираются до Днепра, где располагалась Сечь. Знакомые казаки радушно встречают Тараса с сыновьями.

Глава третья

Неделю жили в Сечи Тарас и его сыновья. Окунувшись в непрекращающееся веселье и совершенно неведомую до этого жизнь, Андрий и Остап забывают про дом и свои печали. Несмотря на кажущийся хаос Сечи, она тем не менее жила по своим законам. Смертоубийство каралось самой страшной казнью - вырывалась яма, опускали туда убийцу, сверху ставили гроб с покойным (убиенным), а затем засыпали могилу. За воровство привязывали к столбу, и каждый мимо проходящий должен был ударить рядом лежащей дубиной провинившегося.

Оба сына Бульбы отличались удалью, хорошо стреляли, могли переплыть против течения Днепр, за что быстро сыскали уважение казаков. Однако Тарасу не нравилась такая спокойная жизнь, он желал поднять Сечь, сподвигнуть казаков на бой, где он смог бы вволю потешиться.

Глава четвертая

Продолжаем краткий пересказ глав. Тарас Бульба по совету одного казака, назначенного кошевым, поднимает всех по тревоге. В то же время к берегу пристает паром, с которого сходят казаки. Они сообщают, что полковники отдали все церкви и святыни полякам.

Все казаки собираются на берегу обсудить нерадостные новости. Единогласно решили идти на Польшу, чтобы отомстить за поругание веры, славы казаков и все злодеяния. Начинаются сборы, нет больше прежнего гульбища, слышны лишь звуки бряцанья сабель, стрельбы, скрипы возов. Табор трогается в путь, и каждый казак прощается с Сечью.

Глава пятая

Даже очень краткий пересказ («Тарас Бульба») не может исключить описания чувств, переживаемых героями. Итак, поляки в страхе, ходят слухи о запорожцах, в панике они спасают себя и то, что могут унести. Никто не хотел иметь дело с казаками.

Войско идет на город Дубно, где, как говорили, было много богатых жителей и большая казна. Горожане решили стоять до конца, не пускать казаков. Потерпев первую неудачу, запорожцы отошли и окружили город. Настало затишье, казаки курили, играли в чехарду, менялись добычей. Но вот подошел полк Тараса Бульбы, теперь запорожцев было не менее четырех тысяч.

Ночью перед осадой к Андрию приходит служанка панночки, с которой казак когда-то встречался. Город голодает, и она просит кусок хлеба хотя бы для матери. Молодой казак берет хлеб и идет тайным путем, что показала служанка, в Дубно.

Глава шестая: пересказ

«Тарас Бульба», краткое содержание которого мы рассматриваем, изобилует красочными описаниями, в том числе и ужасных сцен. Так, пробравшись в город, Андрий видит страшные жертвы голода. Служанка проводит казака в дом панночки. Начинается разговор. Панночка сокрушается о том, что молодой казак не может ее любить, так как они враги. На что Андрий с жаром отрекается от своих братьев и родины, называя девушку своей новой отчизной.

Разговор прерывает служанка, сообщающая о том, что в город вошли поляки, а значит, все они спасены.

Глава седьмая

Удивительны и реалистичны описания казаков, которые дает Гоголь («Тарас Бульба»). Краткий пересказ лишь подтверждает это. Шум и неразбериха царят в таборе запорожцев. Оказывается, что Перяславский курень был весь пьян, и казаков половину пленили, а вторую половину перерезали. Пока запорожцы просыпались и разбирались, поляки подошли к городу. Кошевой берет на себя командование казаками. Он распоряжается разделиться и ждать выхода войска поляков у каждых городских ворот.

Вернувшись в свой курень, Тарас понимает, что нет Андрия. Отец волнуется, опасается, как бы его не взяли в плен или не убили.

Казаки начинают подступать к воротам. Поляки выходят на вал, окружающий город, и выводят пленных. Начинается бой. Казакам удается смешать вражеские ряды. Особой храбростью отличается Остап, за что получает назначение в атаманы.

Казаки отступают, располагаются на отдых.

Глава восьмая

Краткий пересказ повести «Тарас Бульба» продолжается. Утром в стан запорожцев приходит известие о том, что татары напали на оставленные казаками дома, забрали добро и пленных. Кошевой предлагает их догнать и отбить добычу, многие его поддерживают. Но Тарас призывает остаться и освободить пленных, которых захватили поляки. В итоге казаки разделяются: одни уходят преследовать татар, а вторые остаются освобождать пленных, их атаманом становится Бульба.

Глава девятая

Поляки выступают из города. Завязывается бой. Пушечные залпы теснят казаков, но те героически не сдаются. Победа запорожцев близка, но тут из города выходит гусарский полк, среди всадников Бульба узнает Андрия. Тарас заманивает сына в лес и убивает.

Но тут к полякам подошло подкрепление, Бульба велит Остапу уходить. На них налетают враги, Тарас отбивается, Остапа же хватают и связывают, но неожиданно свет меркнет в глазах отца.

Глава десятая

Приходит в себя Тарас уже в дороге, казаки возвращаются на Украину. Бульба впадает в беспамятство и долго болеет. Промучившись от незнания, он решает разузнать, что случилось с Остапом. Тарас едет в город Уман, встречается с Янкелем и уговаривает того провезти казака в Варшаву, где за его голову назначена награда.

Глава одиннадцатая

Краткий пересказ «Тараса Бульбы» подходит к развязке. В Варшаве выясняется, что Остап сидит в темнице. Янкель берется устроить встречу отца и сына. Но это ему не удается, на завтра уже назначена казнь пленных. Единственное, что можно сделать для Тараса - провести на площадь, где будет проходить казнь.

Начинается казнь. Остап призывает казаков мужественно принимать свою смерть. Гоголь красочно описывает муки запорожцев, которые те стоически сносят. В беспамятстве Остап зовет отца, и Тарас окликается. Бульбу пытаются поймать поляки, но безуспешно.

Глава двенадцатая

Тарас собирает войско и идет громить поляков. Так он празднует поминки по Остапу. На поимку казаков взволнованные поляки снаряжают пять полков. После шестидневного преследования, врагам удается пленить Тараса, его ждет страшная казнь - его сожгут заживо.

Происходит казнь. Бульбу приковывают цепями к дереву, прибивают руки гвоздями и поджигают. Но не о своих мучениях думает казак, а радуется, что некоторым его товарищам удалось переплыть Днепр и уйти от преследования. Так заканчивается краткий пересказ «Тараса Бульбы».

Вам также будет интересно:

Маринад для сочной курицы
Курицу можно готовить всегда по-разному, меняя один только маринад. Она может напоминать...
Мыть полы во сне исламский сонник
Многие, видевшие такой сон, не стали задумываться о его толковании, так как такие обыденные...
Огурцы по-корейски без стерилизации на зиму
Чтобы приготовить на зиму вкусные огурцы по-корейски есть множество рецептов. Одни...
Лучшие книги дейла карнеги Что написал карнеги
Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) - американский писатель, публицист,...
Афродита Древней Греции: история возникновения мифа
В соответствии с Гомером, богиня Афродита родилась возле берегов города Пафос на Кипре и...