Налог на доходы физических лиц (ндфл)

Простая картофельная запеканка с фаршем

Рецепт блинов банан и яйца

Протеиновый коктейль в домашних условиях – масса вкусных рецептов

Рецепт овощного гарнира. Овощное рагу. Блюда из летних овощей. Рагу из летних овощей. Овощное рагу с сельдереем в мультиварке: рецепт с пошаговыми фото Овощное рагу с сельдереем и кабачками

Лучшие и очень мощные мантры на каждый день

Руна Вуньо — значение в однорунном гадании, способы использования

Пример сочинения по истории

Обучение грамоте: "Звуки, и буквы М, м" Задания буква м

Как решать анаграммы с цифрами в домике

Как выбрать страховщика для компании: девять критериев

Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей дошкольного возраста

Знак зодиака скорпион дружба

Какие ошибки встречаются при формировании управленческой отчетности?

Финансовая структура предприятия и ее формирование - реферат Финансовая структура предприятия пример

Богослужения мирянским чином. Описание Пасхальной службы. Всенощная - это что такое? Разъяснение церковного богослужения

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Как говорил Антон Павлович Чехов устами Маши в пьесе «Три сестры», человек должен быть верующим или искать веры, иначе все пусто, не имеет смысла. Если еще тридцать лет назад для многих слово «вера» ассоциировалось с «опием для народа», то сейчас практически нет людей, которые так или иначе не сталкивались с христианством, не ходили бы в церковь и не слышали б таких слов, как литургия, всенощное бдение, причастие, исповедь и так далее.

В данной статье будет рассматриваться такое понятие, как всенощное бдение, или всенощная. Это соединение трех служб: вечерни, утрени и первого часа. Такая служба длится накануне воскресного дня или перед церковным праздником.

Древние христиане

Традиция совершать всенощные бдения была введена еще самим Господом Иисусом Христом, который любил посвящать часы. За ним последовали апостолы, а затем христианские общины. Особенно актуально стало собираться на ночь и молиться в катакомбах в годы гонения христиан. Святитель Василий Великий называл всенощные службы «агрипниями», то есть бессонными, и распространялись они по всему Востоку. Эти агрипнии совершались тогда круглый год перед воскресным днем, накануне Пасхи, на праздник Богоявления (Крещения) и в дни чествования святых мучеников.

Тогда всенощная — это была особенная служба, над созданием которой трудились великие молитвенники, такие как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин, Савва Освященный. До наших дней практически полностью сохранилось последование вечерни, утрени и первого часа.

Понятие Всенощной службы

Часто священнослужителям задают вопрос: "Обязательно ли ходить на всенощные бдения?" Верующие чувствуют, что эту службу выстаивать труднее, чем литургию. А происходит так потому, что всенощная — это дар человека Богу. На ней каждый присутствующий жертвует чем-то: своим временем, какими-то жизненными обстоятельствами, а литургия — это жертва Бога нам, поэтому её выдержать легче, но зачастую степень принятия Божественной жертвы зависит от того, сколько человек готов отдать, пожертвовать чем-то Богу.

Русская Православная Церковь сохранила во всей полноте очень сложное, красивое, духовное всенощное бдение. Литургия, совершаемая утром воскресного дня, завершает еженедельный цикл. В русских церквях вечерняя служба соединяется с утренней, и все это происходит вечером. Так было введено отцами церкви, и это правило позволяет сохранять верность апостольской традиции.

Как служат вне России

Например, в Греции нет всенощного бдения, там нет вечерни, утреня начинается с утра и вместе с литургией занимает всего два часа времени. Так происходит потому, что современные люди менее готовы физически и духовно к службе. Многие не понимают, что читается и поется на клиросе; в отличие от своих предков, современники мало что знают о Господе Иисусе Христе и о Богородице.

Одним словом, каждый сам за себя решает, будет ли он ходить на всенощное богослужение, или нет. Строгих правил не существует, священнослужители не налагают на людей «бремена неудобоносимые», то есть то, что свыше сил.

Иногда события в жизни верующего не позволяют ему присутствовать на всенощном бдении (срочная работа, ревнивый муж (жена), болезнь, дети и так далее), но если причина отсутствия неуважительна, то такому человеку лучше как следует подумать, прежде чем приступать к принятию Христовых Таин.

Последование всенощного бдения

Храм — это место молитвы христиан. В нем служителями произносятся разного рода молитвы: и просительные, и покаянные, но количество благодарственных превышает остальные. По-гречески слово «благодарение» звучит как «евхаристия». Так православные христиане называют самое главное таинство, присутствующее в их жизни, — это таинство причащения, которое совершается на литургии, а до этого каждый должен подготовиться к причастию. Нужно поговеть (попоститься) хотя бы три дня, подумать над собственной жизнью, исправить ее, исповедовавшись у иерея, вычитать положенные молитвы, ничего не вкушать и ни пить, начиная с полуночи и до самого причастия. И все это — только минимум того, что должен проделать верующий человек. Помимо этого, желательно пойти на богослужение всенощного бдения, которое начинается с ударов колоколов.

В православном храме центральное место занимает иконостас — стена, украшенная иконами. В центре его есть двустворчатые двери, также с иконами, по-другому их называют Царскими или Великими вратами. Во время вечерней службы (сначала) их открывают, и перед верующими предстаёт алтарь с семисвечником на престоле (стол, на котором совершаются самые священные и таинственные действия).

Начало вечерней службы

Всенощная служба начинается 103-м псалмом, в котором вспоминается о шести днях, сотворенных Богом. Пока певчие поют, священник кадит весь храм, и торжественное песнопение, спокойные, величавые движения священнослужителей — все это напоминает о безбедной жизни Адама и Евы в раю до их грехопадения. Затем иерей заходит в алтарь, закрывает двери, хор умолкает, гаснут светильники, паникадило (люстра в центре храма) —и тут нельзя не вспомнить о падении первых людей и о падении каждого из нас.

С самых древних времен люди жаждали молиться ночью, особенно на Востоке. Летний зной, изматывающая дневная жара не настраивали на молитву. Другое дело ночь, в течение которой приятно обратиться к Всевышнему: никто не мешает, и нет слепящего глаза солнца.

Только с приходом христиан всенощная служба стала формой общественного служения. Римляне делили ночное время на четыре стражи, то есть на четыре смены военного караула. Третья стража начиналась в полночь, а четвертая — при пении петухов. Христиане молились все четыре стражи лишь в особых случаях, например, перед Пасхой, обычно же молились до полуночи.

Всенощное песнопение

Всенощное бдение без псалмов немыслимо, они пронизывают собой всю службу. Певчие читают или поют псалмы полностью или отрывками. Одним словом, псалмы — это скелет всенощной, без них ее бы не было.

Песнопения прерываются ектениями, то есть прошениями, когда диакон, стоя перед алтарем, просит у Бога прощения наших грехов, о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о всех православных христианах, о путешествующих, больных, об избавлении от скорби, бед и так далее. В заключение вспоминается Богородица и все святые, и диакон просит, чтобы мы все «весь живот наш», нашу жизнь Христу Богу посвятили.

Во время вечерни поется много молитв и псалмов, но в конце каждой стихиры обязательно поется догматик, в котором повествуется о том, что Богородица была Девой и до рождения Христа, и потом. И Ее рождение — это радость и спасение всему миру.

Нужна ли всенощная Богу?

Всенощная — это та служба, в течение которой часто произносятся благословения Богу. Зачем мы произносим эти слова, ведь Бог не нуждается ни в наших добрых словах, ни в наших песнопениях? И действительно, у Господа есть все, вся полнота жизни, но в этих добрых словах нуждаемся мы.

Есть одно сравнение, которое высказал христианский писатель. Красивая картина не нуждается в похвале, она и так красива. И если человек не заметит ее, не воздаст должное мастерству художника, то тем самым он обкрадывает себя. То же происходит, когда мы не замечаем Бога, не благодарим за нашу жизнь, за созданный мир вокруг нас. Этим мы обкрадываем себя.

Помня о Творце, человек становится добрее, человечнее, а забывая о Нем — больше напоминает человекообразного животного, живущего инстинктами и борьбой за выживание.

Во время вечернего богослужения всегда читается одна молитва, олицетворяющая Евангельское событие. Это «Ныне отпущаеши…» - слова, которые произнес Симеон Богоприимец, который встретил младенца Иисуса в храме и поведал Богородице о значении и миссии ее Сына. Так, всенощная («сретение», встреча) прославляет встречу Ветхозаветного и Новозаветного мира.

Шестопсалмие

После этого свечи (лампы) в храме гасятся, и начинается чтение шестопсалмия. Храм погружается в сумрак, и это тоже символично, так как напоминает о том сумраке, в котором жили ветхозаветные люди, не знающие Спасителя. И вот в этой ночи пришел Господь, как когда-то в Рождественскую ночь, и ангелы стали восхвалять Его пением «Слава в вышних Богу».

Этот период во время службы настолько важен, что, согласно церковному Уставу, во время шестопсалмия даже не делают поклонов и не накладывают крестного знамения.

Затем вновь произносится Великая ектенья (прошение), а затем хор поет «Бог Господь и явися нам…». Этими словами вспоминается, как Господь в возрасте тридцати лет вышел на Свое Служение, ради которого и пришел в этом мир.

Аллилуйя

Через некоторое время свечи возжигаются, и начинается полиелей, хор поет «Аллилуйя». Священник выходит на середину храма и вместе с диаконом кадит храм благоухающим ладаном. Затем поются отрывки из псалмов, но кульминацией всенощного бдения является чтение Евангелия священником.

Евангелие выносят из алтаря, как из Гроба Господня, и ставят на середину храма. Слова, произносимые священником, — это слова самого Господа, поэтому после чтения диакон держит Священную Книгу, как Ангел, возвещавший весть о Христе, Спасителе мира. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как жены-мироносицы, а хор (в идеале весь народ) поет «Воскресение Христово видевши...».

После этого читается 50-й покаянный псалом, а священнослужители помазывают крестообразно лоб каждого человека освященным елеем (маслом). Затем следует чтение и пение канона.

Отношение современников к церкви

Современные люди к церкви стали относиться как к чему-то хорошему, полезному, но уже сказавшему свое слово. Ничего нового они в ней не видят, часто задают праздные вопросы. Зачем посещать так часто церковь? Сколько длится всенощное бдение? Церковная жизнь непонятна тем, кто редко заходит в храм. И дело не в на котором ведется служба. Сама позиция церкви неприемлема для многих людей.

РПЦ напоминает миру о смысле существования, о семье, браке, нравственности, целомудрии, о всем о том, о чем люди забывают, устроившись уютно перед телевизором. Церковь — это не священнослужители и не красивые стены. Церковь — это народ, носящий имя Христово, который собирается воедино, чтобы прославлять Бога. Это важное послание миру, который лежит во лжи.

Всенощное бдение, литургия, принятие Святых Таин, исповедь — это такие службы, которые нужны людям, и те, кто понимает это, стремятся в «ковчег Господень».

Заключение

После канона на всенощной читаются стихиры на Хвалитных, а затем Великое славословие. Это величественное пение христианского гимна. Начинается он со слов «Слава в Вышних Богу и на земли Мир…», а заканчивается трисвятым: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», произносимым трижды.

После этого следуют ектеньи, Многолетие и в конце читается «Первый час». Многие выходят в это время из храма, а зря. В молитвах первого часа мы просим Бога, чтобы он услышал наш голос и помог в продолжении дня.

Желательно, чтобы храм стал для всех тем местом, куда хочется вернуться. Чтобы остальные дни недели прожить в предвкушении встречи, встречи с Господом.



Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, а также другие важные аспекты богослужения в этот праздничный день, рассмотрим в этом материале. Пасха является важнейшим праздничком православной церкви, и подготовка к ней начинается заранее, еще во время Великого поста.

Обряды до наступления Пасхи

Если говорить о правильных обрядах и традициях, то нужно отметить, что в храмах праздничные службы наступают еще за неделю до самого праздника. В эти дни Страстной недели люди активно ходят в церковь, а священники все чаще появляются в праздничных одеждах. За несколько дней до Пасхи двери храма перестают закрываться, чтобы каждый человек в любое время мог прийти в церковь.

Конечно, самым важным днем Страстной недели является Великая суббота. Именно в ночь с субботы на воскресенье Великий пост заканчивается, а значит, наступает Пасха. Именно в субботу в храмах, не только ночью, но даже с самого утра, проводится обряд освящения еды. Верующие приходят в храм с куличами и крашеными яйцами, чтобы окропить еду святой водой. В это время в храмах можно ставить свечи за упокой.

О начале пасхальной службы

Итак, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, рассматриваем далее. Тут нужно отметить, что православная Пасха в текущем году выпадает на первый майский день. Так что, пасхальная служба начинается ровно в полночь с Великой субботы 30 апреля на Пасху 1 мая.




Самая масштабная и многочисленная по количеству прихожан служба в честь Пасхи проходит, конечно, в Москве в Храме Христа Спасителя. Патриарх выходит к прихожанам, надев свои лучшие одежды, и он проводит всю службу: от начала и до самого конца. Отличные способы, .

В эту ночь в храмах, а, особенно, в Храме Христа Спасителя, людей очень много. Проводятся также телетрансляции службы, чтобы каждый желающий смог хоть как-то принять участие в богослужении. Пасхальная служба проводится, согласно православным традициям, до наступления рассвета самого дня Воскресения Христова.

Важные этапы пасхальной службы:
От 23.00 до полуночи в Великую субботу проводится вынос плащаницы.
Затем идет пение стихиры в алтаре.
Потом вокруг храма совершается крестный ход.
Далее начинается светлая утреня, когда используется кадила и специальный крест.
После этого проводится заутреня, выносится специально заготовленный праздничный хлеб.
Колокольный звон, традиционно, завершает пасхальную службу. Люди уже могут обмениваться праздничными приветствиями: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».

Следует понимать, чтобы каждый этап праздничной службы является крайне важным и его не игнорируют. Потому что, все пения и сам крестный ход имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, о которой каждый верующий человек и вспоминает в день светлой Пасхи. История эта и традиции того, как именно ее чтить, формировалась годами.




Во всех православных храмах и даже небольших церквях обязательно проводится пасхальная служба. Даже несмотря на то, что дата Пасхи каждый год разная и специально вычисляется, согласно лунному и солнечному календарю, а во внимание обязательно берется также еврейская Пасха (православная Пасха не должна быть в течение конкретного года раньше, чем Пасха еврейская).

Важно! Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается. Начинается пасхальная служба, как правило, в полночь. Но в храм рекомендуется приходить где-то за час, чтобы занять там себе место и точно попасть на службу.

Что касается освящения праздничной еды, то оно проводится, конечно, после пасхальной службы. Но лучше позаботиться об этом заранее, в храмах еду начинают освящать еще утром в Великую субботу. Потому что, долгую пасхальную службу сложно отстоять с корзинкой в руках, плюс к этому, не всегда из-за большого количества людей получается сразу после службы быстро освятить еду и вернуться домой.

Первые этапы пасхальной службы

Конечно, каждый человек, который внимательно читал этот материал до настоящего момента, уже понял, насколько пасхальная служба является важной. Также это важное мероприятие для каждого священнослужителя: они даже надевают специальные нарядные одежды, чтобы подчеркнуть особенность праздника.

За полчаса до наступления полуночи, то есть, до наступления Воскресения Христова, из царских врат выносится плащаница. После этого мероприятия торжественное пасхальное богослужение является официально открытым: верующие, которые пришли в храм, могут зажигать свечи, в храме создается в этот момент волшебная и чарующая обстановка.




В течение службы можно услышать звон колоколов, которые возвещают о том, что наступила Пасха. Также проводится пение стихир три раза, с каждым разом священник должен повышать голос на один тон. Во время пения третьей стихиры священник перемещается в центр храма, отходя от алтаря. Прихожане могут петь вместе со священником. Далее идет крестный ход, когда под звонкое пение священнослужителей все движутся вокруг храма за праздничной колонной. Можно ли в Пасху .

В нашем материале на тему, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, остается осветить только последний пункт. Когда же служба в храме заканчивается. Как правило, это происходит утром в 2-3 часа ночи. После этого пост уже считается оконченным и дома можно сразу после прихода из храма разговляться освященной едой. Уже можно кушать мясо, молочные продукты, яйца. Но сам пасхальный день начинается, конечно, утром, когда взойдет солнце.



Во сколько начинается пасхальная служба в церкви – это правильный вопрос, который многие верующие задают себе в Страстную субботу. Если решено посетить пасхальную службу в этом году, то заранее следует ознакомиться с тем, когда именно она начинается в конкретном храме. Хотя, тут имеются свои церковные каноны, которых во всех храмам стараются придерживаться.

Важная информация по пасхальной службе

Пасхальные моления начинаются еще в Великую субботу. Напомним, что это последний день Великого поста, который всегда бывает прямо перед Пасхой. Каждый год, соответственно, дата Страстной субботы тоже будет разной, потому что, зависит напрямую от даты Пасхи. Собираются люди на службу заранее и наступление самой Пасхи – это полночь, отмечают именно в храме. Как готовится .

В ночь с субботы на воскресенье, то есть, в ночь на Пасху, в храмах читаются Деяния святых апостолов. Они рассказывают о том, как были свидетелями светлого воскресения Иисуса Христа. Заканчивается именно субботняя служба крестным ходом, который является предвестником заутренней. Крестный ход идет вокруг церкви.

Богослужение в честь наступления Пасхи длится, как правило, с позднего вечера субботы и до 2-3 часов утра в воскресенье. Если планируете брать с собой детей, то нужно быть точно уверенными, что во время долгой службы ни не будут капризничать и отвлекать людей, которые пришли в храм помолиться.




После того, как завершается крестный ход, это происходит, как правило, около полуночи, начинается утреня. Потом она переходит в Божественную литургию, после которой можно причаститься таинствами Христовыми. Если решено причащаться после пасхального богослужения, то нужно заранее исповедаться и получить у священника на это благословление. Конечно, если проигнорировать эти правила, то никто не откажет в причастии. Но следует помнить, что истинная суть этого таинства – причащаться, будучи чистыми телом и духом, а не превращать все просто в спектакль для галочки.

Несколько важных правил, как вести себя во время пасхальной службы в храме:
Ни в коем случае в течение службы нельзя поворачиваться к алтарю спиной;
Мобильные телефоны отключить уже при входе на территорию храма;
Если берете с собой детей, то нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо, понимали суть происходящего, не бегали вокруг и не отвлекали людей;
Во время чтения священник часто осеняет себя крестом и Евангелием, не обязательно каждый раз тоже креститься, но обязательно нужно кланяться в такие моменты.
Обязательно креститься нужно каждому верующему, который находится на службе в храме, при словах: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу».
Осенять себя крестом нужно трижды при входе в храм, а также трижды при выходе из храма.
Во время пасхальной службы не принято троекратно целоваться и дарить друг другу крашеные яйца, это нужно сделать уже после того, как служба закончится.
Одежда должна быть чистой и скромной. Не стоит приходить в храм в брюках женщинам, без покрытой головы.
Креститься всегда обязательно нужно без перчаток.
Также обратите внимание, что нельзя в ходе богослужения громко разговаривать друг с другом или разговаривать по телефону.

Совет! Бывает так, что человек покрестился, казалось бы, невпопад. Не нужно переживать по этому поводу и нервничать, потому что, креститься можно в любой момент и общим правилам поведения в церкви, это, конечно, не противоречит. Если жест был совершен по порыву души, то ничего предосудительного в этом нет.

Когда начинается служба

Итак, во сколько начинается пасхальная служба в церкви? Это самая важная ночь для каждого православного верующего человека, готовиться к которой, начинают еще с вечера четверга. В этот день пекут куличи, красят яйца. В Страстную пятницу ничего не делают, в субботу обязательно идут с корзинкой в храм, чтобы освятить еду. Затем вечером в храм возвращаются, чтобы отстоять праздничную службу в честь Светлого Христова Воскресения. Как приготовить .

Как правило, служба начинается в субботу около 23.00 и заканчивается уже в воскресенье утром, где-то в 2-3 часа утра. После первого часа службы совершается крестный ход вокруг храма, после которого священник объявляет всем о том, что Пасха наступила и Христос Воскрес.

Во время вечерней службы в Великую субботу священники рассказывают о том, что писали святые апостолы, которые были реальными свидетелями Воскресения Христа. Богослужения начинаются уже в 23.00, так что, к этому времени можно собираться в храме. После крестного хода все возвращаются в храм, служба и молитвы продолжается.




Конечно, мирской человек, который решил провести праздничную пасхальную ночь в храме и принять участие в Богослужении, должен правильно себя вести. О таких правилах поведения, которые помогут чувствовать себя «в своей тарелке», уже рассказывалось в нашем материале. Обязательно еще раз прочтите свод правильного поведения в храме, чтобы от праздничной службы остались только приятные моменты и воспоминания. Какого числа .

Теперь вы можете сориентироваться, во сколько начинается пасхальная служба в церкви. Сама служба начинается в 23.00, но в эту ночь много верующих приходит в храмы, так что, чтобы попасть внутрь и занять там удобное место, следует прийти в храм заранее. Тем более, там всегда есть, чем заняться: помолиться, поставить свечки, подумать о предстоящей Пасхе о том, что произошло именно с вами, с вашей духовной жизнью за столь долгий пост и столь долгий период подготовки к Пасхе.

Вам также будет интересно:

Разновидность хирургии. Общая хирургия. Типы заболеваний, на которых специализируется хирург
Хирургия - это отрасль медицины, изучающая заболевания человека (как острые, так и...
Предменструальный синдром: как облегчить состояние?
Перепады настроения, вспышки гнева, плаксивость и раздражительность - совокупность этих...
Рецепт: Соевое молоко - китайский народный рецепт Соевое молоко из соевых бобов
Соевое молоко – это пищевой продукт растительного происхождения, который получил особенно...
Чем полезна стручковая фасоль для организма
Фасоль, бывшая когда-то чисто декоративным растением, отвоёвывает заслуженное место на...
Расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования рф Порядок представления Расчетной ведомости
Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки...